Совместные программы являются отличительной чертой Европейского пространства высшего образования (ЕПВО). Они создаются для повышения мобильности студентов и сотрудников, содействия взаимному обучению и развития возможностей сотрудничества, создания программ высокого качества. Они предлагают студентам европейский опыт обучения. Совместные дипломы также демонстрируют свою «совместность» через присуждение степени.
Настоящий Европейский подход к обеспечению качества совместных программ разработан для упрощения процедуры внешней оценки качества этих программ. В частности, для:
устранения серьезного препятствия для развития совместных программ путем разработки стандартов для этих программ, основанных на согласованных инструментах ЕПВО, без применения дополнительных национальных критериев,
содействия созданию комплексных подходов к обеспечению качества совместных программ, которые отражают и демонстрируют их совместный характер.
ЕПВО характеризуется разнообразием механизмов внешней оценки качества образования, в том числе аккредитация и оценка или аудит на уровне образовательных программ и/или образовательных организаций. Отвечая запросам и требованиям конкретных условий, эти различные подходы находят свой «общий знаменатель» в Стандартах и Рекомендациях по обеспечению качества для Европейского пространства высшего образования (ESG, далее — Стандарты).
Стандарты применяются к процедурам обеспечения качества совместных программ так же, как и ко всем другим типам программ. Таким образом, Европейский подход основывается, главным образом, на Стандартах и Рамке квалификаций для Европейского пространства высшего образования (QF-EHEA). Кроме того, Европейский подход учитывает отличительные особенности совместной программы и, соответственно, адаптирует ‘стандартный’ подход. Процедура и критерии преимущественно базируются на результатах проекта JOQAR.
«Совместные программы» подразумевают интегрированную образовательную программу, согласованную и реализуемую совместно различными образовательными организациями высшего образования из стран ЕПВО, и выдачу двойного/множественного диплома или совместного диплома.
A. Применение в различных системах внешней оценки качества
Европейский подход следует применять в зависимости от потребностей образовательных организаций — партнеров и соответствующих национальных требований:
Если некоторым из образовательных организаций — партнеров требуется внешнее обеспечение качества на уровне программ (например, если аккредитация или оценка программ является обязательной), вузам-партнерам следует выбрать подходящее агентство по оценке качества из списка агентств, зарегистрированных в Европейском реестре агентств по обеспечению качества (EQAR). Агентство должно использовать Стандарты (часть В) и Процедуру (часть С) для проведения единой оценки или аккредитации всей совместной программы. Результат должен приниматься всеми странами ЕПВО. В зависимости от национальной правовой системы, решение по итогам внешнего обеспечения качества должно приобрести юридическую силу или признаваться во всех странах, где реализуется программа, как это предусмотрено в Бухарестском коммюнике.
Если все организации-партнеры подлежат прохождению процедур внешнего обеспечения качества только на институциональном уровне и имеют право на само-аккредитацию, они могут использовать Европейский подход для выработки процессов совместного внутреннего согласования и мониторинга совместных программ (в соответствии с ESG 1.2 и 1.9), если они сочтут это полезным в своем контексте. Следовательно, в этих случаях никаких дополнительных процедур внешней оценки или аккредитации на уровне программы не требуется.
Европейский подход также может быть использован для совместных программ, реализуемых в образовательных организациях высшего образования стран, входящих и не входящих в ЕПВО. Образовательным организациям – партнерам из государств, не входящих в ЕПВО рекомендуется запросить национальные органы власти о возможности признания ими Стандартов (часть В) и решений агентств, зарегистрированных в EQAR, если это применимо.
B. Стандарты обеспечения качества совместных программ в ЕПВО
1. Правомочность
1.1 Статус
Организации, которые предлагают совместную программу, должны быть признаны в качестве образовательных организаций высшего образования уполномоченными органами своих стран. Соответствующие национальные правовые рамки должны позволять им участвовать в совместной программе, и, если это применимо, выдавать совместные дипломы. Учреждения, выдающие диплом(ы), должны гарантировать, что присвоенная степень включена в систему уровней высшего образования в тех странах, в которых они находятся.
1.2 Совместная разработка и реализация
Реализация совместной программы должна проводиться совместно с привлечением всех учреждений, участвующих в разработке и реализации программы.
1.3 Соглашение о сотрудничестве
Условия совместной программы должны быть зафиксированы в соглашении о сотрудничестве. Соглашение должно, в частности, регулировать следующие вопросы:
наименование степени(ей), присваиваемых по итогам освоения программы,
координация и обязанности партнеров, участвующих в управлении и финансовых вопросах (в том числе финансирование, распределение затрат и доходов и т.д.),
процедуры приема и отбора студентов,
мобильность студентов и преподавателей,
правила проведения экзаменов, методы оценки студентов, признание зачетных единиц и процедуры присвоения степеней в консорциуме.
2. Результаты обучения
2.1 Уровень [ESG 1.2]
Предполагаемые результаты обучения должны соотноситься с соответствующим уровнем Рамки квалификаций Европейского пространства высшего образования (QF-EHEA), а также с действующей национальной рамкой (-ами) квалификаций.
2.2 Предметная область
Предполагаемые результаты обучения должны включать в себя знания, умения и компетенции в соответствующей предметной области (-ях).
2.3 Достижения [ESG 1.2]
Программа должна демонстрировать возможность достижения запланированных результатов обучения.
2.3 Достижения [ESG 1.2]
В отдельных случаях для совместной программы должны быть приняты во внимание минимальные согласованные требования к условиям обучения, указанные в Директиве Европейского Союза 2005/36/ EC или условия профессиональной подготовки, определенные в Директиве.
3. Программа обучения [ESG 1.2]
3.1 Образовательная программа
Структура и содержание образовательной программы должны обеспечивать достижение студентами запланированных результатов обучения.
3.2 Зачетные единицы
Должна применяться Европейская система перевода и накопления зачетных единиц (ECTS); распределение зачетных единиц должно быть явным и очевидным.
3.3 Трудозатраты
Совместная бакалаврская программа, как правило, рассчитана на 180-240 зачетных единиц; совместная магистерская программа, как правило, составляет 90-120 зачетных единиц и не должна быть меньше, чем 60 зачетных единиц на уровне второго цикла (количество зачетных единиц соответствует Рамке квалификаций ЕПВО); для совместных докторских программ требований к трудозатратам не установлено.
Трудозатраты и среднее время освоения образовательной программы должны находиться под постоянным контролем.
4. Прием и признание [ESG 1.4]
4.1. Прием
Требования к поступлению и процедуры отбора должны соответствовать уровню и предметной области программы.
4.2. Признание
Признание квалификаций и периодов обучения (в том числе признание предшествующего обучения) должны осуществляться в соответствии с Лиссабонской конвенцией о признании и дополнительными документами.
5. Обучение, преподавание и методы оценивания [ESG 1.3]
5.1 Обучение и преподавание
Программа должна быть разработана в соответствии с запланированными результатами обучения, а применяемые подходы в обучении и преподавании должны быть адекватны достижению указанных результатов. Необходимо принимать во внимание и уважать разнообразие студентов и их потребностей, особенно в части потенциальных различий в культурных традициях студентов.
5.2 Методы оценивания студентов
Правила проведения экзаменов и оценивания достигнутых результатов обучения должны соответствовать запланированным результатам обучения. Они должны последовательно применяться во всех образовательных организациях — партнерах.
6. Поддержка студентов [ESG 1,6]
Службы поддержки студентов должны вносить вклад в достижение запланированных результатов обучения. Они должны учитывать особенности обучения студентов — участников академической мобильности.
7. Ресурсы [ESG 1,5 и 1,6]
7.1 Персонал
Количество персонала должно быть достаточным, а сам персонал – соответствовать задачам реализации образовательной программы (квалификация, профессиональный и международный опыт).
7.2 Материально-техническая база
Материально-техническая база должна в полной мере обеспечивать возможность достижения запланированных результатов обучения.
8. Прозрачность и документация [ESG 1,8]
Вся значимая информация о программе, а именно правила и процедуры приема, каталог курсов, экзаменационные процедуры и процедуры оценки и т.д., должна быть надлежащим образом задокументирована и опубликована с учетом потребностей студентов — участников академической мобильности.
9. Обеспечение качества [ESG 1.1 и часть 1]
Организации — партнеры должны применять согласованные процедуры внутренней оценки качества образования в соответствии с частью первой Стандартов и Рекомендаций по обеспечению качества на Европейском пространстве высшего образования (ESG).